Меню


Частые вопросы


ВОПРОС: С чем на ваш взгляд связано иногда проявляющееся скептическое или даже отрицательное отношении к тестированию, и что необходимо делать, чтобы изменить подобное отношение?

ОТВЕТ: Скептическое или даже отрицательное отношение к тестам связано, на наш взгляд, прежде всего с двумя факторами:

  1. С неоправданно высокими или просто другими ожиданиями.
    Слишком часто люди думают, что какой-то конкретный тест "выдаст" им все, что они хотят знать о себе. Более того, они хотят, чтобы интерпретация теста содержала исчерпывающую информацию о том, как им жить дальше, конкретную программу их действий, не понимая того, что серьезные рекомендации должны быть индивидуальны, эти рекомендации зависят от многих факторов и их даже далеко не сразу может сформулировать опытный психолог. Мы уж не говорим о том, что серьезная коррекция, работа с проблемами людей должна проводиться подготовленными специалистами. Прежде всего, необходимо помнить, что с профессиональными тестами должны работать профессиональные психологи. Никому в голову не придет ругать квантовую механику за то, что она ему не понятна, а почему-то все у нас считают себя высоко квалифицированными психологами. А профессиональные психологи должны понимать, что любой инструмент не универсален, любой инструмент имеет свои плюсы и минусы. Поэтому каждый инструмент нужно применять по назначению и грамотно относиться к результатам.
  2. С недостаточно высокой квалификацией психологов, с которыми столкнулся человек.
    Недостаточно квалифицированный психолог, особенно если он себя считает высококвалифицированным, - наносит большой вред и своим клиентам, и своей репутации, и репутации всей науки, называющейся "психология". Столкнувшись с таким специалистом, человек начинает ругать все, что связано с психологией. А если психолог не понимает роль и место каждого психологического инструмента и публично ругает и вообще отрицает метод тестирования, то это граничит с его профессиональной непригодностью. Кроме этого, психологи не всемогуща. Психологи не может, например, воскресить вашу умершую бабушку! Кроме этого, нельзя просто сесть сложа руки и требовать, чтобы психолог решил за тебя все твои проблемы. Свои проблемы каждый человек должен решать сам, психолог может только помочь ему в этом.

Из сказанного выше вытекает ответ на вопрос "Что делать?". Необходимо понимать существование ограниченных и вполне конкретных возможностей любого инструмента и любого специалиста.

ВОПРОС: На нашем рынке, вы предлагаете систему TESTER r. Кто является производителем системы TESTER? Существует ли у нас конкуренция в этом сегменте рынка?

ОТВЕТ: Система TESTER создана и продолжает развиваться коллективом разработчиков под руководством Голенкова Виктора Васильевича. В состав коллектива входят программисты и психологи. Однако неправильно считать, что данный коллектив "варится в собственном соку". На развитие системы TESTER большое влияние оказывают пожелания многочисленных ее пользователей, кроме этого, разработчики системы сотрудничают на предмет развития системы TESTER с рядом ведущих специалистов-психологов Республики Беларусь, а также со специалистами России (в основном, Санкт-Петербурга и Москвы). Коллектив разработчиков готов к сотрудничеству со всеми заинтересованными специалистами.
Наш рынок – это Республика Беларусь, Россия, страны бывшего СССР, где широко используется русский язык. Относительно конкуренции в этом сегменте рынка можно сказать следующее. Конкуренция имеет место не только с производителями из России (чья продукция на порядок дороже), но, к сожалению, и с производителями из Республики Беларусь. Вы скажете, что честная конкуренция - это всегда хорошо и сожалеть об этом может только слабый. Так почему же я сказал "к сожалению"? Дело в том, что каждый из очень небольшого количества коллективов, сохранившихся в Республике Беларусь и работающих в сфере создания программных средств в области психологии, имеет какую-то свою сильную сторону, свой "конек", свою "фишку". Сильные стороны у этих коллективов не совпадают с точки зрения набора решаемых задач, набора средств. Дело в том, что в области психологии, как и во многих других областях, гораздо больше задач, чем разработчиков, хорошо реализующих эти задачи с использованием компьютеров. Поэтому коллектив разработчиков системы TESTER постоянно говорит о том, что фронт работы настолько широк, что "толкаться локтями" на узком участке совершенно неразумно. Гораздо разумней и эффективней согласовать свои усилия и, обеспечив возможность совместного функционирования всех средств, разработанных в Республике Беларусь, получить уникальный комплекс, равного которому нет. Этот комплекс по цене будет ниже, чем имеющиеся в России средства, поэтому он может иметь большой коммерческий успех. Эта идея согласуется с призывами руководства нашей республики к созданию в Республике Беларусь своей "силиконовой долины", к консолидации сил. Мы согласуем свои усилия с рядом ведущих разработчиков программных средств Республики Беларусь, но, к сожалению, в этот список не входит ни один из коллективов, работающих в республике в сфере создания программных средств в области психологии. Почему? Нам это не совсем понятно. К сожалению, наши чиновники часто не только не способствуют консолидации усилий, но и препятствуют этому. А что нас вообще поражает, так это то, что чиновники иногда ставят препоны в работе. С нашей точки зрения, чиновник Республики Беларусь должен помогать всем отечественным производителям. Если что-то в продукции не удовлетворяет каким-то требованиям, то следует поспособствовать устранению недостатков. Если чиновник пытается помешать любому из отечественных производителей даже в угоду другому отечественному производителю, то, на наш взгляд, он не на своем месте. Нам нужно конкурировать совместно вне Республики Беларусь со всеми зарубежными производителями, а не тратить время и силы на деструктивную конкуренцию внутри Республики Беларусь.

ВОПРОС: Продавая систему TESTER, вам наверняка приходится иметь дело с HR-менеджерами. Велика ли их доля в потреблении системы и каковы их настроения в отношении использования тестов в работе с персоналом?

ОТВЕТ: Доля HR-менеджеров в потреблении системы TESTER в Республике Беларусь невелика, хотя их настроение в отношении использования тестов в работе с персоналом в целом положительное. На первый взгляд здесь есть противоречие. Однако, это противоречие кажущееся. Дело в том, что на данном этапе развития нашего общества, нашей экономики нас постоянно отучают не только что-либо делать с прицелом на завтрашний день, но даже думать о завтрашнем дне. "Правила игры" у предпринимателей меняются слишком часто. Поэтому предприниматели говорят: "Я не знаю смогу ли я существовать завтра". Служба работы с персоналом должна быть, если предприятие заинтересовано в долговременной эффективной работе. Таким образом, теперешнее состояние является следствием отсутствия чувства возможности долговременной работы. Сейчас все стараются делать то, что позволит заработать как можно быстрее, а не зарабатывать как можно дольше.

ВОПРОС: Для каких целей может использоваться система TESTER и каковы ее возможности?

ОТВЕТ: Возможности системы TESTER довольно велики и только на их перечисление требуется немало места. Но очень кратко на этот вопрос можно ответить следующим образом.
Компьютерная система TESTER является профессиональной системой, она создана для автоматизации широкого круга работ проведения психологических, психофизиологических и педагогических обследований и автоматизирует, в основном, процессы создания или адаптации компьютерных вариантов тестов без использования программистов; сбора данных (в том числе и тестирования); получения числовых оценок психических свойств, знаний, умений и навыков; интерпретации полученных оценок в различных формах и с учетом того, для кого эта интерпретация предназначена; хранения и поиска информации; различного рода обработки результатов; получения различных справок. Реализованы различные функции работы с группами испытуемых, в том числе некоторые функции статистической обработки.
Интересной является возможность автоматического подбора тестов с учетом пола и возраста испытуемых на основе указываемой совокупности интересующих психических свойств, то есть возможность автоматического построения и последующего использования последовательностей ("батарей") тестов для осуществления анализа у испытуемых требуемого набора свойств. Подбор одного наиболее подходящего теста — это частный случай формирования последовательности ("батареи") тестов, состоящей из одного теста. При этом реализована возможность осуществления профотбора путем осуществления с требуемой достоверностью анализа у испытуемых наличия требуемого набора свойств.

ВОПРОС: Какие отличительные особенности системы TESTER вы могли бы назвать?

ОТВЕТ: Основными отличительными особенностями системы TESTER являются:

        1. Наличие мощного инструментария, позволяющего реализовывать в системе компьютерные варианты различных тестов без использования программистов, адаптировать систему к различным условиям использования.
        2. Большой набор реализованных в системе тестов.
        3. Достаточно полный набор инструментов для профессиональной работы.
        4. Постоянный учет категории пользователя, который в настоящий момент работает с системой, а также информации об анкетных данных испытуемых. То есть постоянная адаптация к пользователю и к испытуемому (пользователем может быть, например, психолог, который работает с конкретным испытуемым).
        5. Наличие автоматизированных средств подбора тестов, необходимых в каждом конкретном случае, а также средств профотбора.
        6. Наличие автоматизированных средств обновления системы в том числе с использованием INTERNET, что необходимо так как система постоянно развивается.
        7. Низкая цена по сравнению с российскими системами.

ВОПРОС: Каким образом вы поддерживаете контакты с теми, кто купил вашу систему? Существует ли обратная связь? Каков портрет потребителя системы?

ОТВЕТ:
Система TESTER используется по всей Республике Беларусь, в России и в нескольких других странах СНГ. С использованием системы решаются довольно сложные задачи, поэтому в систему включен подробный обучающий курс, обеспечено постоянное консультирование по телефону, обеспечена связь с использованием электронной почты, имеется сайт. Иногда проводятся семинары по использованию системы TESTER. Так как система постоянно развивается, то наши пользователи могут получить изменения и дополнения к системе или через INTERNET, или путем использования почты, или при личной встрече.
Обратная связь разработчиков системы с пользователями очень тесная (если того желает пользователь). Система развивается в значительной степени на основе пожеланий ее пользователей.
Основными потребителями системы TESTER в настоящее время являются: а) учреждения системы образования, то есть средние школы, колледжи, средние специальные учебные заведения, детские сады, учреждения, где обучают (или переподготавливают, или повышают квалификацию) психологов; б) службы занятости; в) психологические центры; в) различные службы, где осуществляют аттестацию, профотбор и т.п.
Интересным является тот факт, что пользователи, активно применяющие систему TESTER в своей работе, не только существенно повышают качество своей работы, но и растут в профессиональном плане.

ВОПРОС: Один из сложных вопросов — это интерпретация результатов. Так называемые закрытые интерпретационные тексты требуют компетенции психолога. Далеко не все HR-менеджеры обладают такими компетенциями. Как решать подобную задачу, в том числе при использовании вашей системы?

ОТВЕТ: В системе TESTER интерпретация результатов выдается с учетом категории пользователя, то есть с учетом его компетенции и с учетом его прав доступа к некоторой информации. В частности, интерпретация для психолога и интерпретация для испытуемого - это разные интерпретации. Интерпретация для менеджера выдается в доступной для него форме. То есть менеджер получает ту информацию, которая предназначена ему. Очевидно, что менеджер не компетентен решать задачи, для которых необходим психолог. А психолог может получить в системе информацию, которая предназначена именно ему и никому больше.

ВОПРОС: Каково ваше отношение к адаптации западных методик? Ведь система TESTER также включает такие тесты как Кеттела или MMPI.

ОТВЕТ: Разработчики системы TESTER не занимаются адаптацией западных методик, хотя в системе существуют средства, облегчающие этот процесс. Разработчиками системы TESTER в систему включаются уже адаптированные методики. Однако, пользователи системы могут самостоятельно включить в нее любые методики, в том числе и свои собственные.
Адаптация методики процесс сложный, требует высокой квалификации и значительных трудозатрат. Если адаптация методики проведена грамотно, то, конечно, эту методику можно использовать в профессиональной работе.
Но нельзя забывать и о том, что реализация компьютерного варианта теста также требует знаний в области психологии, чтобы, например, в процессе тестирования по этому компьютерному варианту не проявились факторы, искажающие результат, которые были внесены именно при реализации компьютерного варианта.

ВОПРОС: Сопровождается ли перевод тестов в компьютерные варианты какими-то сложностями? Например, Макс Люшер утверждает, что его тест, в принципе, не может существовать в компьютерном варианте, поскольку монитор искажает цвета.

ОТВЕТ: Макс Люшер совершенно прав и разработчики системы TESTER не включают в систему тесты, результаты которых будут искажены при их компьютерной реализации. Примеров таких тестов не так уж мало, поэтому иногда разработчики системы не считают возможным удовлетворять соответствующие пожелания недостаточно квалифицированных пользователей. Что же касается технических возможностей включения методик в систему TESTER, то в системе реализован специальный инструментарий для решения данной задачи.

ВОПРОС: Существует мнение, что в работе с персоналом стоит применять, прежде всего так называемые профессиональные тесты (а не психологические), позволяющие выявить знания, умения, навыки. Как бы вы прокомментировали это мнение?

ОТВЕТ: Возьмем для наглядности рассмотрим какой-либо инструмент, например, молоток. Хороший и полезный инструмент, часто и эффективно используется. А теперь попробуем с его помощью отремонтировать ручные часы. Результат вполне предсказуем. Так почему же многие не понимают этого в применении к психологии?
Тесты профессиональных знаний, умений и навыков очень хороши, но только для определения этих самых знаний, умений и навыков. А для качественной работы очень часто недостаточно хороших знаний, умений и навыков. Приведу очень простой пример. Проверили у человека при его приеме на работу в качестве кассира его знания, умения и навыки. Все идеально. А через неделю он похищает всю дневную выручку и скрывается. Комментарии излишни. Иногда люди знают как и что нужно делать, а делают совсем другое. Лично я бы не хотел работать в коллективе, сформированном на основе проверки только знаний, умений и навыков, более того, я бы не хотел работать с руководителем, который набирает себе сотрудников таким образом, потому что использование только этого принципа много говорит об этом руководителе.

ВОПРОС: Для того чтобы эффективно пользоваться профессиональными методиками необходимо обучение. Как вы решаете этот вопрос с клиентами?

ОТВЕТ: Теми средствами, которые мы поставляем, пользуются, в основном, профессиональные психологи. Именно профессиональные психологи и работают с персоналом, используя профессиональные методики. Однако, используя наши средства, можно получать интерпретации результатов тестирования, ориентированные и на психолога, и непосредственно на испытуемых, и на управленцев и т.п., не являющихся психологами. Более того, наши средства позволяют автоматически подобрать необходимые для работы тесты, то есть некоторые виды работ может проводить даже не психолог. Но в серьезных вопросах без психолога не обойтись. Работе с нашими средствами мы обучаем и постоянно консультируем наших пользователей.

Вверх