Меню


Методика

Работа с программой "Школьный наставник"

Распределение компьютерного времени

  1. Общие рекомендации
  2. Практические рекомендации

1. Общие рекомендации

В данном контексте рассматривается распределение компьютерного времени в рамках использования серии "Школьный наставник". Вопросы распределения времени между предметом "Информатика. Информационные технологии" и другими предметами, а также вопросы распределения времени между программами серии "Школьный наставник" и другими образовательными компьютерными программами не рассматриваются.

В первую очередь, необходимо определить принципы, по которым будет распределяться компьютерное время между учебным мониторингом и обучающими компьютерными технологиями.

Учитывать желательно следующие аспекты:
  • учебный мониторинг имеет смысл только тогда, когда за ним следуют коррективы в учебно-воспитательном процессе и повышение его эффективности (мониторинг ради поощрения отличившихся и наказания виновных вреден!);
  • обучающие компьютерные технологии в силу их специфических особенностей (высокая интенсивность, психологический комфорт, заинтересованность учеников во время работы), следует использовать в первую очередь для решения тех задач, которые плохо решаются или совсем не решаются в обычных условиях;
  • использование компьютерных обучающих технологий в учебном заведении должно способствовать решению социальных и воспитательных задач.

2. Практические рекомендации

Рассмотрим идеальный случай, когда для применения информационных технологий в учебном процессе имеется отдельный компьютерный класс.

Начальные условия:
  • 1000 учащихся в школе;
  • 10 ученических компьютеров в классе;
  • недельная загрузка кабинета при работе в две смены составляет около 75 учебных часов.

Таким образом, за неделю в компьютерном классе могут заниматься 750 учеников.

Систематический учебный мониторинг целесообразно в первую очередь вести:
  • по предметам с высокой степенью межпредметного использования: русскому языку и математике;
  • по профильным предметам для данного учебного заведения;
  • в выпускных классах (4-х, 9-х и 11-х);
  • в профильных классах и классах, стоящих на внутришкольном контроле.

Контрольное тестирование в рамках систематического административного внутришкольного мониторинга желательно проводить по итогам полугодий. Например, предполагается проводить его по трем предметам в десяти классах, в каждом классе 25 человек. Это потребует: 3*10*25=750 часов (неделя работы в компьютерном классе в конце каждого полугодия).

По всем предметам и во всех классах административный внутришкольный мониторинг проводится в следующих формах:
  • тематический мониторинг, который предполагает анализ результатов в рамках планируемых администрацией исследований учебного процесса по одному из его аспектов;
  • фронтальный мониторинг, который предполагает планируемое выделение конкретного объекта (учителя, класса, предмета и т.п.) и изучение всех аспектов его участия в учебном процессе;
  • целевой (внештатный) мониторинг, который предполагает реагирование на внезапно возникшую ситуацию (конфликт класс-учитель, резкое снижение успеваемости в классе по предмету и т.п.).

Основное компьютерное время должно быть отдано учителям-предметникам для проведения предметного учебного мониторинга.

Систематический предметный мониторинг целесообразно вести по тем же предметам и в тех же классах, где предполагается вести систематический административный мониторинг.

Контрольное тестирование в рамках систематического предметного мониторинга желательно проводить 6-8 раз в течение года (годовые учебные курсы по многим предметам имеют в среднем около 7 крупных учебных разделов). Для этого потребуется 6-8 недель загрузки компьютерного класса.

Таким образом, на систематический мониторинг в течение года необходимо 8-10 недель работы в компьютерном классе.Оставшиеся 20-24 недели распределяются между другими видами мониторинга и обучающими компьютерными технологиями.

При этом следует учитывать:
  1. Для эффективной работы в группах коррекции необходимо в неделю выделять не менее 2-3 учебных часов, причем, желательно распределить их на 4-6 занятий (интенсивный режим работы, превосходящий обычный примерно в 5 раз, трудно постоянно выдерживать более 20-25 минут). Длительность работы группы коррекции по предмету может составлять 1-2 месяца.
  2. Индивидуальный компьютерный учебный мониторинг предполагает систематическую работу ученика на компьютере. В случае если работа с учебным курсом служит дополнение к традиционной форме обучения, время работы может быть ограничено 1-2 часами в неделю. В случае если ученик учебный курс (соответствующий предмет в школе) изучает самостоятельно, время работы с учебным курсом может достигать 4-6 часов. В современных условиях, когда особое значение приобретают заочные формы обучения с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий (дистанционное обучение), данная схема работы может стать ключевым элементом учебной деятельности ученика
  3. Занятия по технологии "Комбинированное компьютерное закрепление" должны проводиться фрагментарно, по мере необходимости. Желательно, чтобы в них были задействовано как можно больше учеников и предметов.
Вверх