Меню


Методика

Работа с программой "Школьный наставник"

Система управления качеством знаний

Систематическое управление качеством усвоения предметных знаний является залогом эффективного учебного процесса. Такое управление должно включать в себя два взаимосвязанных процесса. Во-первых, систематическую диагностику (мониторинг), которая должна проводиться не только ради оценки, но и для выявления и структурирования индивидуальных пробелов в предметных знаниях и умениях ученика. И, во-вторых, своевременную коррекцию выявленных пробелов. Подобная система поможет избегать ситуаций, когда ученик приступает к изучению нового раздела, имея значительные пробелы по предыдущему, опорному материалу.

Постоянное накопление пробелов в знаниях и умениях - проблема, с которой нужно серьезно считаться. Реальность на сегодняшний день такова, что большая часть выпускников школ (по некоторым оценкам до 60 %) имеют значительные пробелы в знаниях по основным дисциплинам, в первую очередь по математике и русскому языку.

На наш взгляд, проблема заключается в том, что традиционные средства (устные опросы всех видов, самостоятельные и контрольные работы, административные срезы) в принципе не подходят для организации полноценного мониторинга качества усвоения учебной программы по следующим основным причинам:
  • ограниченное число заданий в этих работах не позволяет всесторонне охватить изученный учебный материал;
  • комбинированный характер заданий не позволяет точно идентифицировать пробелы в знаниях и умениях;
  • обработка, сведение в общие таблицы и анализ результатов письменных работ очень трудоемки.

Развитие процессов информатизации системы образования, внедрение в педагогическую практику новых информационных технологий позволяет надеяться на то, что данная проблема в обозримом будущем может быть решена в полном объеме. Однако, по нашему мнению, происходить это будет не путем механического переноса традиционных бумажных тестов в компьютерную форму, а путем развития государственных образовательных стандартов за счет их более четкой структуризации. Такая структуризация позволила бы компьютеризировать как процесс диагностики пробелов в предметных знаниях и умениях, так и процесс их коррекции. То есть, речь по существу идет о разработке компьютерной системы, позволяющей создать необходимые условия для гарантированного и безусловного выполнения государственных образовательных стандартов.

Учебные комплексы серий "Школьный / Семейный наставник", дополненные программными комплексами "Учебный мониторинг" Генератор тестов и уроков", позволят решить многие из перечисленных выше вопросов и помогут при системном использовании организовать эффективную компьютерную систему управления качеством предметных знаний.

Вверх